Гайд №17. Самооценка

Гайд №17. Самооценка

Самооценка строится на личных ощущениях человека, но также её формируют и другие факторы, например, мнение со стороны, достижения других людей, достижения самого человека.

Отливку на воске начинаем с обсуждения с человеком его самооценки: как он оценивает себя в разных ролях и разных областях своей жизни? Ориентируется на окружение, на идеальное ролевые модели, и соответствия им?

Например, в социуме есть такие понятия, как идеальная мама, у которой ребёнок накормлен, счастлив. Идеальная жена - у которой постоянно приготовлен борщ для мужа, занимается с ним сексом, не болит голова и т.д. Т.е. ориентируется ли человек на эти идеальные ролевые модели и подгоняет себя под них?

Самооценка - то, как человек оценивает себя сам, но конечно ориентируемся на других людей.
Для формирования адекватной самооценки необходимо познать себя, принять в равной степени свои светлые и тёмные стороны, познать свои качества, состояния, возможности, духовные силы, физические силы, то есть понимать про что он.

Рекомендуется максимально изучает себя, учиться отделять свои черты, качества характера, ценности, мировосприятие от других людей.
Единственно, где мы адаптируем себя под других людей - это в коммуникации.

Важно развивать устойчивую, адекватную, крепкую самооценку. Это позволит человеку достигать своих целей в личной жизни, карьере, быть более адаптивным к различным условиям среды, проходить любые кризисы.
Образно говоря, статус человека, его место по отношению к другим людям, их отношение, их оценка - это помогает реализовывать наши цели.

Начните работу с обсуждения с клиентом его самооценки.
Дальше продолжайте по вопросам из гайда “Поиск одобрения”.
Спросите:
  • С кем он себя сравнивает? С кем сравнивал себя в детстве? Сравнивали ли его родители с другими детьми, с братом или сестрой? В каких сферах жизни, в каких областях он сравнивает сейчас?
  • Насколько развито самобичевание? Ругает, критикует он себя или нет?
  • Как относится к себе? Как выражается, что говорит, когда совершает поступки, которые он оценивает неправильными?
  • Какие люди находятся в окружении? Как они поддерживают его, разрушают самооценку? Как на него влияют другие? Получается ли в окружении самых близких людей раскрыться полноценно?
  • Чувствует ли клиент своё полное право на раскрытие своего потенциала?

Донесите клиенту, что самооценка базируется на нашем детстве, когда родители могли одергивать, лишать собственного я, вытеснять его личность, чтобы он был удобен, навязывали стыд. Также влияет социальная среда: школа, садик, институт, оказывали ли они свое негативное влияние, это формировало некую шаблонность, стереотипность.
Люди с низкой самооценкой стараются избегать ошибок, чтобы быть принятыми другими людьми, забывая, что у всех разные мнения, вкусы, для всех мил не будешь.

Спросите:
  • Рядом с каким человеком он старается следить за своей речью, поведением? С каким человеком он не может расслабиться?
  • Попросить перечислить его достижения в разных сферах жизни. Через что он прошёл? Чего достиг? В чём он считает себя молодцом?

Здесь отливаем еще тему взаимоотношений.

Человек с низкой самооценкой проглатывает обиды, терпит оскорбления, забывая, что когда унижают его самого, то унижают его родителей, род, т.к. он является продолжением своего рода.
Спросите:
  • В чём заключается его пассивная или активная агрессия на родителей? Объясните, что своей низкой самооценкой он обесточивает свой род.

Самооценка очень часто меняется, сегодня она высокая, завтра низкая, и т.д.
Спросите:
  • На каких этапах жизни, в каких отношениях, может быть при смене работы, социального положения, как менялась его самооценка?

Когда другие люди поправляют наше поведение, это не должно сказываться на нашей самооценке. Они могут лишь обозначать свои личные границы в отношении нас, но не ломать нашу самооценку. Если видите, что кто-то вас продавливает, обесценивает, то обращайтесь к психологу, либо завершайте эти взаимоотношения.

Адекватная самооценка - полное восприятие своей темной стороны, которая социально неприемлема, качеств, которые наполняют вас силой, но сами их не поддерживаете.
Спросите: что это могут быть за качества?

Например, женщина живет для себя, её осуждает общество, говорит, что она должна жить только для детей. Те, кто не заводит детей в обществе считаются эгоистами, которые думают только о себе, а те, кто выставляет границы со своей семьёй, воспринимаются как обнаглевшие люди.

У каждого есть свои темные стороны характера, которые являются чистым проявлением вас.
Спросите:
  • Какие вы на самом деле? даже если вы в этих качествах не одобрены окружающими?
  • Что мешает проявлять эти качества? Что мешает проявлять личные границы, свою агрессию, сексуальность?
  • Как в вашей реальности проявляется стыд?

Стыд формирует состояние внутреннего несоответствия: я недостаточен.
Стыд - отвращение к самому себе, страх того, что тебя бросят, агрессия на самого себя.

Когда человек имеет в своей темной стороне агрессию на других, но боится выплеснуть ее, он поворачивает агрессию внутрь себя, т.к. подавить её невозможно. Стыд - очень болезненные переживания, чувство униженности, отчуждения. Человек, находящийся в стыде, боится потерять контроль над самим собой, боится своих настоящих реакций.
Стыд - чувство того, что ты разочаровала другого человека.

Спросите:
  • В каких ситуациях он чувствует стыд за себя? В чём ему за себя неудобно перед другими людьми?
  • Какие свои качества, черты он хотел бы скрывать, чтобы не быть разоблаченным?
  • Кого он разочаровал в этой жизни? Кто разочаровал его?

Стыд у ребенка формируется к 5-6 годам и связан с ощущениями в нашем теле, т.к. тело становится с помощью стыда слабым, не ресурсным, сжимается грудная клетка, опущена голова, глаза в пол, меняется кислотно-щелочной баланс в организме, поворачивается в сторону кислотности, организм закисляется, начинаются различные воспаления расти.

Пусть клиент вспомнит детство в возрасте до 5 лет, переместиться в этот период, подумает кто мог навязать стыд, ложную нравственность, этику, одергивать постоянно ребёнка.

Стыд сопровождается самобичевание, усталостью от общения с каким-то человеком, сложностью общения, заниженной самооценкой, гневом.
Спросите:
  • С какими людьми, в каких ситуациях клиент это ощущает?
  • Испытывает ли ваш клиент испанский стыд (это состояние эмпатичного смущения за поведение, действия другого человека, стеснительность)?

Стыд парализует логику, адекватное восприятие реальности. Это обусловлено работой мозга: мы чувствуем стыд, как страх критики со стороны других людей, либо мыслями. Это два разных противоположных процесса, которые не могут происходить в организме одновременно.
Необходимо вспомнить те ситуации, в которых из-за стыда, неудобства за самого себя, он отказывался от каких-то действий.
За стыд с точки зрения психосоматики отвечает низ живота, область гинекологии, почки, височные доли нашей головы - все эти места мы отливаем особенно тщательно.

Стыд формируются в детстве. Ребёнок, когда встречаются с критикой со стороны, смотрит на взрослых со стороны, как они справляются с критикой, у них учится с ней справляться.
Если родители не чувствуют опору на себя сами, подстраиваются под окружающих, сами постоянно просят прощения, чувствует себя виноватыми, зажимают свое поведение, ходят в состоянии обиженности, чувствуют себя, как маленькие наказанные дети, друг перед другом, чувствуют состояние наказанности, то ребенок вырастает из чувства стыда, ему очень тяжело от него избавиться.

Необходимо вспомнить как у его родителей проявлялось чувство стыда, неудобства за себя, чувство вины и обидчивость.

Все ответы переносим на воск и отливаем

Вы можете скачать данный гайд с google диска.

Вы должны быть авторизованы на google диске.